Главная

Литература

Photoshop

Галерея

Драйвера

Картинки в формате PSD

 

Rambler's Top100  

 

 

Фотография и природа

Этика зоофотографа

Особенности макросъемки насекомых

Насекомые в природе

Строение покровов насекомых

Что такое"свободная охота"?

Остановленное мгновение

Фотографическая классификация насекомых и других беспозвоночных

Фотографическая классификация насекомых и других беспозвоночных
Мир окружающих нас существ до бесконечности разнообразен; он включает в себя массу форм, отличающихся друг от друга и по образу жизни, и по внешности, и по величине. Подходить к ним с общей меркой и фотографировать их одинаково нельзя, поэтому нужно выделить среди них какие-то основные группы и рассмотреть способы съемки, пригодные для этих групп. Такое разделение приходится проводить главным образом по принципам сходства, а не родственных связей. Конечно, оно далеко не всегда совпадает с естественнонаучной систематической группировкой. Какие свойства можно выделить как ведущие при таком разделении? Прежде всего это общность или несходство привычек, способов передвижения и питания, скрытый или открытый образ жизни. Другая группа признаков, не менее важных для фотографа,— это внешность, форма, окраска, строение наружных покровов насекомого, которые могут самым различным образом отражать свет и быть матовыми, металлически-блестящими или опушенными. Немалую роль играет здесь величина, расположение и прозрачность крыльев, длина ног и усов. Конечно, подробное и точное разделение множества наземных беспозвоночных по этим групповым признакам невозможно; поэтому деление, которое предлагается в этой главе, весьма относительно и неточно. Нередко одно и то же насекомое может оказаться принадлежащим к двум разным группам, а какое-то другое не подойдет ни к одной группе, но деление на группы, для которых могут быть выработаны общие правила съемки, несомненно, поможет фотографу-натуралисту. Единственно известная фотографическая классификация была предложена Г. Ольбергом. Он разделил насекомых на семь типов по внешности и строению отражающих свет покровов и в некоторой степени учитывал также и биологические свойства, имеющие значение для успеха съемки (подвижность, пугливость, пристрастие к определенным местам и т. п.). В основу принятого нами деления положена эта система, но дополненная и переработанная; особый упор делался не только на светотехническую сторону, но и на биологию, без учета которой удача при съемке в значительной степени зависит от случайности.
Классификация эта следующая:
1. Насекомые с большими прозрачными крыльями. 2. Бабочки. 3. Прямокрылые и богомолы. 4. Полу- и жесткокрылые насекомые. 5. Перепончатокрылые и мухи. 6. Длинноногие наукоподобные (сенокосцы, пауки, скорпионы, скутигеры). 7. Пушистые (покрытые щетинками и шипами) насекомые. 8. Обитатели поверхности воды. 9. Насекомые пещер. 10. Мельчайшие насекомые.
Конечно, классификация эта не идеальна и не всеобъемлюща. В ней, например, нет важной группы неподвижных объектов съемки — поврежденные насекомыми растения, погрызы, минированные гусеницами или личинками мух листья, а также яйца насекомых, их линные шкурки и куколки. Большинство этих объектов можно взять с собой в лабораторию и сфотографировать там, создав наиболее благоприятные световые условия. При этом можно зафиксировать интереснейшие циклы, рассказывающие о выходе насекомых из яиц или куколок, показать на фотопленке все стадии их жизни.
Мы рассмотрим съемку таких объектов в разделе, посвященном фотографированию в лаборатории. Конечно, есть и такие объекты (их немало), которые нельзя даже взять в руки, настолько они хрупки. Таковы, например, яйца золотоглазки, прикрепленные к листу растения тончайшими (тоньше волоска) стебельками. Их можно фотографировать только на месте. А вот яйцекладку кольчатого шелкопряда, опоясывающую ветку, вполне можно вместе с веткой принести в лабораторию. Итак, переходим к рассмотрению способов съемки различных групп насекомых и других мелких животных. Насекомые с большими прозрачными крыльями. Эта группа объединяет различных по своей биологии насекомых с удлиненным, вальковатым телом различной окраски, более или менее опушенным, и с большими прозрачными крыльями. Г. Ольберг дает этой группе название «стрекозиный тип». Место, где можно встретить стрекоз, найти нетрудно; это открытые берега рек и озер, опушки леса, поляны, где стрекозы охотятся или отдыхают на своих «наблюдательных пунктах» — сухих, освещенных солнцем ветвях. Многие из насекомых, относящихся к стрекозиному типу, такие, как панорпы или скорпионовые мухи, безвредны для человека, но страшноваты на вид. Они предпочитают влажные заросли трав, густые кустарники, нижнюю сторону листьев лопуха или борщевика. К этом типу относятся и золото-глазки. Их часто можно встретить на цветах; однако они питаются не нектаром, а тлями, которых уничтожают в большом количестве. Очень часто около колоний тлей можно встретить яйца золотоглазок, расположенные на тонких и длинных стебельках. Большинство относящихся к стрекозиному типу насекомых, например поденки (рис. 17), не особенно пугливы и позволяют фотографировать себя с довольно близких расстояний. Исключение составляют крупные стрекозы; чтобы снимать их, нередко приходится применять длиннофокусные объективы. Здесь хочется точно передать рисунок жилкования крыльев. Это достигается при помощи силуэтной съемки, съемки на просвет. Также желательно добиться детальной проработки тела и головы, что лучше всего полу
(Рис17) (Рис18)
чается при съемке в падающем, отраженном свете. Живое и естественное изображение насекомого можно получить при переднем косом солнечном освещении. При этом хорошо прорабатываются детали тела и в достаточной степени на снимке видно жилкование крыла; если же снимать на фоне неба, то крылья могут быть проработаны очень хорошо. При освещении лампой-вспышкой, находящейся немного в стороне от фотоаппарата, и при нейтральном фоне, расположенном не очень далеко за снимаемым объектом, можно добиться очень хорошей проработки и крыльев и тела. Однако при этом нужно опасаться «забивания» светом крыльев, ячейки которых могут отражать свет в объектив подобно множеству мелких зеркал. Этого можно избежать, направляя основную массу света не на само насекомое, а на окружающую его листву, действующую как экран. Бабочки. Эти насекомые ярки, удивительно красивы, но по своим биологическим особенностям дают небольшой выбор тем для фотографа. Одна из самых обычных и простых тем — это питание (рис. 18). Снимки бабочек, сидящих на цветах, есть в любом альбоме, посвященном природе. Для того чтобы подобный снимок имел биологическую ценность, нужно фотографировать так, чтобы можно было узнать цветок, на котором сидит бабочка; на снимке должна быть передана естественная окраска и рисунок крыльев без искажений и нерезкости. Каждое из этих требований в отдельности достаточно легко выполнить, но добиться того, чтобы они были выдержаны все вместе, не так-то легко. А если учесть, что снимок должен передать также жилкование крыльев, форму тела и его опушение, детали головы и ног, то задача становится довольно сложной. Ее выполнению мешает многомерность бабочек, их большие плоские, обычно непрозрачные крылья, расположенные в разных плоскостях. И наиболее удачными снимками часто оказываются те, где крылья у бабочек сложены или же плоско раскрыты, что не всегда удается сфотографировать. Важную, решающую роль в съемке бабочек играет освещение, которое должно быть возможно более близким к естественному и одновременно косо скользить по крылу, выявляя его жилкование. Для съемки большинства дневных бабочек использование лампы-вспышки противопоказано, так как на снимке получается темный фон, а это создает впечатление ночной съемки. Кроме того, вследствие различной отражающей способности поверхностей насекомого лампа-вспышка может грубо исказить окраску и сделать бабочку неестественно плоской (при лобовом свете) или резко затенить часть ее тела (при скользящем свете). В некоторой степени этот недостаток можно устранить светлым экраном, но при съемках в природе это не всегда возможно. Особенно плохо при лампе-вспышке получаются бабочки с блестящими и полупрозрачными крыльями — такие, как стеклянницы или зигены с черными или красными крыльями, на которых резко выделяются светлые прозрачные «окна». Поэтому в большинстве случаев бабочек предпочтительнее снимать при естественном солнечном освещении. Очень выигрывает снимок, сделанный в скользящих солнечных лучах, четко вырисовывающих жилки. Светлых бабочек, сидящих со сложенными крыльями, можно фотографировать на фоне неба или отражающих свет предметов так, чтобы сквозь крылья просвечивало брюшко. На каких цветах подкарауливать бабочек? Большинство видов дневных бабочек не имеет четкой пищевой специализации (в отличие от их гусениц они питаются на тех цветах, которые в данный момент преобладают). Но такие бабочки, как бражники, питающиеся вечером, предпочитают или богатые нектаром цветы чертополоха и кузинии, или цветы, открывающиеся на ночь, подобные табаку. Другая тема для съемки — это водопой бабочек на грязи, влажном песке, около лесных луж и т. п. Иногда в кадре могут оказаться десятки и сотни бабочек одного или нескольких видов. Такая съемка принципиально ничем не отличается от съемки на цветах. Очень интересна, но не всегда легка съемка бабочек в покое, особенно тех, окраска которых имитирует кору или засохшую грязь и т. п. При этом очень показательны парные снимки: на одном бабочка, снятая в естественном освещении, выглядит не отличимой от субстрата, как в природе, а на другом, сделанном в том же ракурсе и масштабе, бабочка отделена от субстрата при помощи боковой подсветки зеркальцем, ярким экраном или дополнительной вспышкой. Съемка копулирующих бабочек обычно не представляет трудностей, гораздо сложнее фотографировать бабочек во время яйцекладки. Здесь может помочь только хорошее знание биологии бабочек. Правда, яйцекладку некоторых массовых видов, в особенности таких вредителей, как непарный или кольчатый шелкопряд или златогузка, подсмотреть не так уж трудно, и сроки ее для каждой местности известны достаточно точно. Если при съемке крупных дневных бабочек лучше обходиться без лампы-вспышки, то снимать многих ночных бабочек-совок, конопрядов, листоверток без лампы-вспышки почти невозможно. Большинство этих бабочек имеет иную фактуру, они более массивны, густо опушены; в покое складывают крылья «домиком», а это позволяет не бояться того, что их изображение получится плоским. Обычно они окрашены в более спокойные тона, чешуйки их не блестят. Однако и здесь не следует злоупотреблять лобовым или резким одностронним освещением, а лучше использовать светлый экран. Прямокрылые и богомолы. К прямокрылым относятся саранчовые, кузнечики, сверчки, т. е. насекомые с длинными лапками и усиками, с жесткими или кожистыми, покрытыми сетчатой скульптурой крыльями. Обычно поверхность их покровов матовая, но встречаются и блестящие виды. В большинстве своем это довольно крупные насекомые, что позволяет при их съемке использовать небольшие растяжения меха или короткие удлинительные кольца и, соответственно, снимать без лампы-вспышки при достаточно больших диафрагмах объектива. Способствуют такой съемке и повадки самих насекомых, подолгу сидящих совершенно неподвижно. Это позволяет фотографировать их с достаточно длительной выдержкой при естественном освещении. Пигмент у прямокрылых расположен не на самой поверхности хитиновых покровов, как, например, у бабочек, а в их толще. Поэтому крылья даже темных видов, высвеченные лампой-вспышкой, теряют окраску и становятся хорошо отражающей свет мозаикой гладких поверхностей. В тех случаях, когда приходится при съемке пользоваться лампой-вспышкой, нужно возможно сильнее рассеять ее свет, используя дополнительные экраны или вторую лампу. Но при съемке в густой листве или траве удачные снимки можно получить и без искусственных экранов, так как листва сама очень хорошо рассеивает свет. Очень трудно снимать черных и блестящих сверчков (впрочем, как и всех черных насекомых); на изображении они часто выходят однотонными, и все детали теряются. В поведении насекомых этой группы, как они ни различны, немало общего. Большинство их в спокойном состоянии малоподвижны и позволяют вести съемку в упор, если фотографу удастся осторожно приблизиться, не спугнув насекомое. Самые спокойные из них — богомолы. Они самые фотогеничные из насекомых, бесконечно разнообразны их позы; «выражения» фигуры и очень подвижной головы позволяют делать очень живые и эмоциональные снимки (фото 4 и 5). Кстати, богомолы хорошо живут и в лаборатории. Быстро осваиваются с присутствием человека и непринужденно ведут себя перед объективом многие крупные кузнечики, кобылки. Пойманный сачком и посаженный в удобном для съемки месте кузнечик немедленно приступает к своему туалету, на который он тратит, пожалуй, не меньше времени, чем отличающиеся своей чистоплотностью мухи. Иногда кузнечик настолько привыкает к человеку, что ходит по ладони и выщипывает из пор мелкие кристаллики соли. Снимки стрекочущих кобылок, кузнечиков можно получить, фотографируя их без лампы-вспышки с небольшой выдержкой — 1/30-1/25 с. При этом изображение ноги, играющей роль смычка, оказывается несколько смазанным, в результате создается впечатление движения насекомого. Личинки прямокрылых и саранчовых — нимфы,— как и у всех насекомых с неполным превращением, очень похожи на взрослых, хотя и не имеют крыльев. Чрезвычайно забавны и фотогеничны нимфы богомолов — эмпуз; их позы напоминают комическую пантомиму. Крупные саранчовые в одиночку очень пугливы и улетают при малейшем неосторожном движении. В массе же, во время налетов или передвижений странствующей саранчи, эти насекомые относятся к человеку безразлично. Очень выразительны снимки летящих масс саранчи. В русской энтомологической литературе известны несколько таких снимков, сделанных в 20—30-е годы и весьма несовершенных технически. В настоящее время подобные снимки удается получить только в некоторых районах Африки и Ближнего Востока, где еще случаются нашествия саранчи. Полу- и жесткокрылые насекомые. Клопы и жуки — насекомые с четко очерченным силуэтом, с более или менее твердыми, часто ярко окрашенными или отливающими металлом покровами. Для съемки спокойно сидящих или медленно передвигающихся жуков и клопов часто достаточно солнечного освещения; бегущих или летящих насекомых следует снимать с лампой-вспышкой (фото 6). Как уже было сказано, наиболее выразительны снимки жуков и клопов, сделанные спереди или сбоку на одном уровне с ними (фото 7) или немного выше их, при боковом освещении с той же высоты. Если же источник света расположен над насекомым, то его тело может полностью затенить лапки. Снимать жуков и клопов лучше на нейтрально-сером или темно-пятнистом фоне: на светлом фоне они кажутся много темнее, чем в действительности. Исключение составляют съемки полета насекомых, часто ведущиеся на фоне неба или светлого экрана. Многие жуки имеют металлически-блестящую поверхность, которая дает сильные блики, особенно при резком одностороннем освещении. При съемке с лампой-вспышкой нередко можно увидеть на надкрыльях насекомых отражение рефлектора или самой лампы; избежать этого можно, осветив насекомое светом, отраженным от какого-нибудь экрана. Многие из этих насекомых имеют на надкрыльях характерные желобки, выступы, шипы, которые хорошо выявлются при двух источниках света: один расположен немного в стороне от объектива, другой — боковой, задний скользящий или контровой, дающий скользящий свет. Можно использовать и один источник света — тоже контровой или скользящий; это дает интересные художественные эффекты, но большая часть силуэта насекомого останется темной. По своей биологии жуки и клопы крайне разнообразны. Среди них есть очень пугливые и подвижные, как жуки-скакуны или некоторые хищные клопы. Их обычно трудно снимать, и поэтому нужно пользоваться телеобъективом или фотоаппаратом с «усами». В момент нападения на добычу эти насекомые, как и многие другие хищники, в значительной степени теряют осторожность. Нелегко поймать в видоискатель фотоаппарата и таких жуков, как скарабеи, катящие навозный шар. Однако их можно снимать способом предварительной наводки объектива, а также в те моменты, когда шар останавливается у какого-нибудь препятствия. Интересный сюжет — массовое появление насекомых, как, например, лесных клопов-«солдатиков» в своих черно-красных мундирах, и скопления божьих коровок в высокогорье, на скалах или на снегу. По фотографическим свойствам к этой группе можно отнести некоторых других беспозвоночных, в том числе мокриц и многоножек. Мокрицы всем хорошо знакомы, но далеко не все знают, что эти странные существа относятся к ракообразным. Внешне они напоминают жуков: блестящий панцирь (но у мокриц он похож на рыцарскую броню и состоит из находящих друг на друга пластинок), короткие ножки, которых много больше, чем у насекомых. Мокриц надо отделять светом от субстрата так же, как жуков, и снимать по возможности сбоку. Очень интересная тема для съемки — среднеазиатские мокрицы, живущие под землей и по вечерам в массе выходящие наружу из маленьких круглых отверстий в почве. Мокрицы весьма подвижны, поэтому их приходится снимать фотоаппаратом с «усами». Еще более сложный объект для съемки — многоножки, тело которых также состоит из блестящих хитинизированных сегментов. Многоножки очень быстро бегают, весьма увертливы, а крупные, как сколопендра, еще и ядовиты. Укус сколопендры болезненный, но не опасный; укус тропических сколопендр может иметь крайне неприятные последствия. Съемка многоножек — задача нелегкая из-за их подвижности. Для наводки объектива используют их неожиданные остановки на бегу, когда они как бы застывают, или фотографируют с предварительной наводкой объектива на какую-то точку, через которую насекомые будут пробегать. При съемке можно пользоваться «усами». Перепончатокрылые и мухи. В фотографическом отношении мух и перепончатокрылых можно разделить на две группы. Первая — это короткоусые мухи, обладающие типичной внешностью: коротким, округлым телом, относительно короткими крыльями, покрытыми большим количеством щетинок или даже густым опушением. Сюда же можно отнести обладающих сходной внешностью жалящих перепончатокрылых — пчел, ос, а также многих пилильщиков. Их тело нередко покрыто пушистым «мехом» (опушением), но в общих чертах напоминает мушиное строение, если, конечно, не принимать во внимание признаки биологической систематики. Таким признаком является число крыльев. У мух их только два, а у перепончатокрылых — всегда четыре. Тело мух и перепончатокрылых нередко отсвечивает металлом; особенно сильно это выражено у мелких, переливающихся разными цветами ос-блестя-нок. При съемке этой группы насекомых главная сложность — передать объемность тела, выявить многочисленные щетинки и жилкование крыла. Для этого используют переднее косое освещение и контровую подсветку. Казалось бы, что шмели, жужжала и другие насекомые, покрытые густой «шубой», особенно фотогеничны и должны хорошо выходить на снимках. В действительности все обстоит как раз наоборот — мягкие очертания насекомого сливаются почти с любым фоном, а какая-то часть «шубы» всегда нерезка. Даже при цветной съемке, возможности которой намного больше черно-белой, съемка пушистых насекомых является сложной проблемой. Наиболее успешный способ отделить шмеля от фона — это кон-тровая подсветка. Светлых насекомых можно снимать на светлом или нейтральном фоне (рис. 19, а и б).
(Рис19 а) (Рис19 б)

Особенно трудно фотографировать темноокрашенных шмелей. Рекомендуется освещать их как можно ярче, «забивать» светом, а при обработке немного недопроявлять фотопленку. Это позволяет выявить детали тела насекомого, сделать изображение более прозрачным и одновременно затемнить фон. На светлом же фоне темные шмели и пчелы почти всегда получаются плохо. О съемке насекомых, отливающих металлом, мы уже говорили в разделе, посвященном жукам; можно добавить, что особенно хорошо блестящие мухи и осы (фото 8) получаются на цветной фотопленке; при съемке на черно-белой фотопленке их главное достоинство — блеск — становится недостатком и приходится всеми силами приглушать его. Ко второй группе мух и перепончатокрылых относятся насекомые с длинным телом, длинными и тонкими ногами, усиками, яйцекладом. Это долгоножки-типулиды, похожие на увеличенного во много раз комара, но совершенно безвредные, хотя и пугающие своим видом; это обычные комары, а также большинство паразитических наездников— ихневмонид, браконид. Длинные, широко расставленные ноги, характерные для представителей этой группы, требуют большой глубины резкости. Часто приходится довольствоваться полумерами — наводить объектив на резкость так, чтобы четкими вышли лишь тело и ноги, и мириться с размытостью контуров других деталей. При этом нужно особенно следить за тем, чтобы хорошо получились ротовые части у комаров и яйцеклад у наездников. Один из простейших вариантов освещения при съемке длинноногих — это передний скользящий или косой свет на темном фоне. Нужно учитывать, что при такой съемке насекомое может получиться неестественно светлым, забитым светом. При другом варианте освещается только фон и на снимке получается четкий темный силуэт на светлом фоне.
В идеальном же варианте хорошо освещенное тело должно рисоваться на более или менее нейтральном фоне, а длинные ноги — на черном (при использовании лампы-вспышки черным получится разрыв между листьями или далеко отстоящий фон любой световой тональности). При этом удобнее всего использовать передний косой свет. По своей биологии мухи и перепончатокрылые крайне разнообразны, и общее свойство у них, пожалуй, одно:
всегда существуют такие места, которые их привлекают и где их можно всегда сфотографировать.Для съемки кровососущих двукрылых — гнуса — такие места отыскивать не нужно. Насекомые сами разыщут фотографа (рис. 20), и главная сложность при этом заключается в том, чтобы сохранить спокойствие, когда видишь в видоискатель фотоаппарата впивающихся в твою руку слепней или мошек (фото 9 и 10, а, б). Снимать подобные сцены лучше, сев на землю и прижав к себе колени, на которые ставится фотоаппарат. Правая рука — на спуске затвора, левая — является приманкой. Для прочности можно привинтить фотоаппарат к штативу, но не раскрывать
(Рис20)
его, а зажать коленями. Опыт показывает, что обычная съемка — стоя со штативом — в этих условиях затруднительна: фотограф слишком подвижен. Нужно заметить, что, как правило, даже при изобилии гнуса кровососы почему-то предпочитают садиться именно на ту руку, в которой фотоаппарат, а не на другую, отданную на «съедение». При съемке нужно помнить, что кожа человека очень сильно отражает свет лампы-вспышки и на пересвеченном снимке изображение насекомого будет не просто передержанным, а забито густой вуалью от лучей, отраженных в объектив кожей. Интересным сюжетом при съемке кровососов в тайге или тундре могут быть участки темной одежды, сплошь покрытые гнусом. В этом случае лучше снимать при естественном освещении, используя лампу-вспышку лишь в крайнем случае, так как при ней крылья насекомых выходят чрезмерно светлыми, отражая свет, как сотни маленьких зеркал, и световая тональность искажается. Исправить это можно, смягчив световой поток экраном и прикрыв лампу-вспышку листом белой бумаги. Трудный сюжет для съемки — нападение на крупный рогатый скот паразитических мух-оводов, пытающихся отложить яйца. Особый интерес представляет съемка носоглоточных оводов, которые на лету выбрызгивают свои личинки в нос или в рот животному; в этот момент они иногда зависают, подобно сирфидам. Около скота можно увидеть и сфотографировать только самок оводов; самцов же нужно отыскивать на различных высоких местах: тригонометрических знаках, смотровых вышках лесной охраны, на вершинах гор. Эти места используются самцами для встречи с гораздо более многочисленными самками. Долгоножек и других длинноногих двукрылых можно встретить в листве или траве в сырых тенистых местах. Выбор сюжетов при этой! не богат, но интересной и увлекательной может оказаться «портретная» съемка этих странных и нескладных насекомых. Места, изобилующие пищей, наиболее удобны для съемки перепончатокрылых и мух. Самый простой пример — цветущий луг, где на каждом цветке можно встретить пчелу, шмеля или муху. Но пчелы и шмели на цветах — не такой легкий объект для съемки, как может показаться. Прежде всего они все время находятся в движении, и навести на резкость не очень легко, главное же,— глубоко зарываясь в цветок, эти насекомые постоянно прячут свое «лицо». Съемка мух на цветах проще — они сосут нектар, пользуясь длинным хоботком, и не ныряют при этом в цветок. Очень много различных мух, а порой и пчел можно встретить около растений, сильно пораженных тлями; их привлекает сюда падь — сладкие выделения тлей. При этом многие мухи не довольствуются сладкой и липкой влагой, которой покрыты листья, они стремятся получить
(Рис21 а) (Рис21 б)
(Рис22) (Рис23)
пищу непосредственно от ее «поставщиков» и доят тлей, барабаня по ним лапками и заставляя отдавать сладкую капельку. Особенно активны при этом серебристые мушки-левкописы.
Паразитических мух-тахин часто можно встретить у скоплений гусениц, около гнезд, построенных гусеницами непарного шелкопряда, златогузки или паутинных молей в тот период, когда эти гусеницы покидают гнездо и начинают вести открытую жизнь. Наблюдая за растением, пораженным таким вредителем, часто можно видеть сцены нападения мух и откладки яиц, а порой встретить гусеницу, несущую на себе одно или несколько яиц. Сфотографировать нападение мухи и откладку яйца трудно, потому что процесс этот длится доли секунды и обычно просто неразличим для глаза, но встречу паразита и его жертвы подсмотреть можно (рис. 21, а и б). Более длителен процесс нападения и яйцекладки у перепончатокрылых; наблюдать встречу паразита с его жертвой, хозяином будущей его личинки (рис. 22),— занятие чрезвычайно увлекательное, и в такой встрече заключены немалые фотографические возможности. Очень удобным объектом для съемки являются наездники — ихневмониды и бракониды, откладывающие яйца в насекомых, живущих под корой. При этом одни просовывают яйцеклад в вентиляционные отверстия короедов, другие протыкают яйцеклад сквозь кору. И те и другие проделывают эту операцию очень медленно, и за это время нетрудно выбрать подходящее положение и сфотографировать серию кадров. При этом снимать насекомое лучше сбоку, в профиль, или даже немного снизу, если есть возможность, так, чтобы объект рисовался на светлом размытом фоне. Если же задний план расположен близко, он может замаскировать форму тела насекомого и яйцеклад. В этом случае нужно осторожно поместить за насекомым какой-нибудь серый экран. Много труднее съемка наездников, нападающих на открыто расположенную жертву — жука, гусеницу. Как правило, такое нападение происходит чрезвычайно быстро и жертва не пассивна, а очень активна и пытается бежать, упасть с листа, спрятаться. Снять самый момент удара яйцекладом нелегко, чаще удается сфотографировать наездника в позе нападения, с выставленным вперед яйцекладом. Такую съемку можно вести и в лаборатории; при этом исключается элемент случайности, неизбежный при съемке в природе. Выведенный в лаборатории паразит, содержащийся в достаточно свободном садке, обычно очень охотно заражает подставленную ему жертву. В лаборатории, например, был произведен снимок, на котором выведенный из божьей коровки браконид нападает на другую божью коровку. Пауки и другие длинноногие. Очень интересными объектами для съемки могут быть сенокосцы, пауки и близкие к ним по фотографическим данным своеобразные многоножки — мухоловки или скутигеры (рис. 23). Удивительно разнообразны привычки и способы охоты пауков, очень ярка и эффектна бывает их внешность. Взять хотя бы мелких пауков-скакунчиков, которые охотятся из засады. Их большие, похожие на фары глаза очень фотогеничны, мохнатая «шуба» хорошо получается на снимке, но снять их трудно — эти существа очень подвижны. Однако, сделав несколько прыжков, паучок замирает, и в этот момент можно навести объектив на резкость и нажать на спуск затвора.
Очень красивы бывают пауки, ткущие тенета, и сами их ловчие сети. Паутину лучше всего снимать на рассвете, когда она покрыта росой (фото 11, аи б). Паутина без росы на фотопленке обычно получается плохо — слишком тонки ее нити, надо их «усилить» дополнительным боковым источником света. То же самое можно делать при съемке длинноногих сенокосцев, но иногда эти нескладные родственники пауков хорошо получаются и при подсветке одной лампой-вспышкой от объектива (рис. 24). Довольно сложна съемка тарантулов и других пауков, живущих в норах; многие из них выходят охотиться только в сумерках и ночью. Чтобы снять тарантула, нужно с вечера поставить у норки точно наведенный фотоаппарат на коротком штативе (или просто на земле и камнях), установить лампу-вспышку и запастись терпением. Снимать надо в тот момент, когда хозяин норы выйдет наружу и окажется в заранее отмеченной зоне наводки объектива. В видоискатель при этом заглядывать нет смысла — будет слишком темно, чтобы что-нибудь в нем увидеть. Еще один сюжет — это скутигеры или мухоловки, многоножки, бегающие вечерами на стенах и потолках сельских домов на юге. Для человека они совершенно безвредны, хотя выглядят довольно грозно. Они охотятся на сидящих на стенах мух и других насекомых, настигая их стремительным броском; передвижение их настолько молниеносно, что снять бегущую скутигеру без лампы-вспышки невозможно. Но, сделав перебежку, скутигера застывает на месте, и тогда можно подкрасться к ней и сделать снимок. По фотографическим особенностям пауки, сенокосцы и другие длинноногие насекомые близки к длинноногим комарам и наездникам. При их съемке можно точно так же высвечивать лапки скользящим светом, а тело — прямым или косым. Мелких коротконогих пауков фотографируют при косом свете с подсветкой экранами и зеркалами. Скрытных кара-куртов можно отыскать под камнями; фотографировать их следует очень осторожно — яд каракурта нередко бывает смертелен. Лучше всего при съемке использовать «усы» (рис. 15 и 25). Трудно фотографировать пугливых фаланг; иногда по вечерам они выходят на свет фонаря или костра, тогда можно попытаться снять их с лампой-вспышкой, опять же пользуясь «усами». Снимая пауков, сенокосцев и фаланг, не следует забывать о их «портретной» внешности. «Лица» всех этих существ очень фотогеничны и представляют благодарный сюжет для фотографа. Наконец, чтобы покончить со съемкой ядовитых беспозвоночных, несколько слов о съемке скорпионов. Надеяться на случайную встречу с ними не стоит; надо искать их, переворачивая камни. Обнаруженный скорпион принимает эффектную угрожающую позу (фото 12) и находится в ней достаточно долго, чтобы не только снять его самого, но и сделать сверхкрупный снимок его жала. Пушистые, покрытые шипами и щетинками, насекомые. Многие мухи, пчелы, жуки покрыты видоизмененными тонкими щетинками, похожими на мех. О их съемке мы уже упоминали. Другие насекомые, в особенности гусеницы, несут на себе многочисленные шипы и щетинки. В съемке этих групп насекомых есть немало сходного и общими являются возникающие при такой съемке трудности. Шипы и щетинки оживляют силуэт насекомого, придают ему фотогеничность, составляют характернейшую черту его облика. Но четко и выразительно они получаются лишь в том случае, если насекомое правильно освещено и снято на подходящем фоне.

(Рис24) (Рис25)
Для съемки щетинистых насекомых нужен мягкий, возможно более рассеянный свет, лучше всего солнечный, пробивающийся сквозь мелкие облака. При прямом солнечном свете возможна подсветка несколькими экранами, тем более что гусеницы обычно не пугливы. Фон должен быть таким, чтобы шипы четко на нем выделялись; очень светлого и очень темного фона следует избегать. При съемке с лампой-вспышкой нужно максимально смягчать ее свет, прикрывая лампу матовым стеклом или белой бумагой. Резкое освещение допустимо только контровое, которое можно использовать как в комплексе с передним мягким светом, так и самостоятельно. Контровой свет можно применять при съемке пушистых насекомых так же, как и при съемке насекомых «колючих», щетинистых, но в последнем случае он не должен быть слишком сильным, чтобы волоски не стали чрезмерно белыми: от образования местной передержки они могут как бы разбухнуть и огрубеть. , Если фотографируют мохнатое или "щетинистое насекомое, содержавшееся в пробирке и выпущенное для съемки, нужно внимательно следить за его внешним видом; часто в щетинках застревают пыль и мусор, которые нужно осторожно сдуть резиновой грушей. Обитатели поверхности воды. Нет, наверно, такого пруда, такой речной заводи, где не скользили бы по поверхности водомерки. Эти хищные клопы проносятся, как на коньках, по пленке поверхностного натяжения воды, широко расставив длинные тонкие лапки (фото 13). Водомерки бегают не только по пресным водам — их океанические родичи живут на просторах океанов. И, конечно, водомерки — заманчивый объект для фотографа-натуралиста.
Но не только водомерки живут на поверхности воды. Около берега, в пруду или в неглубокой луже, бегают длинноногие мухи-зеленушки, иногда не успевающие увернуться от водомерки или от паука-доломеда, который тоже бегает по воде. Мелкие бескрылые насекомые — коллемболы — живут среди ряски, кувшинок, стрелолиста и других растений, слегка приподнимающихся над водой. И юркие, как ртутные шарики, носятся кругами, собравшись в стайки, блестящие жуки-вертячки. Почти у всех этих обитателей водной поверхности есть одно общее, весьма удобное для нас свойство — они часто неподвижно замирают на месте, представляя идеальную цель для съемки, которую можно вести обычным зеркальным фотоаппаратом с удлинительными кольцами или раздвижным мехом.
Правда, при съемке вертячек не очень-то просто навести объектив на резкость — так быстро они носятся. Но их можно снять фотоаппаратом с «усами» (только «усы» при этом не должны касаться поверхности воды), а еще удобнее фотографировать, наведя на какую-то точку поверхности и бросив в эту точку живую, но примятую муху или цикадку, на которую сразу же набросятся водомерки и вертячки.
То обстоятельство, что движение объекта ограничено поверхностью воды, иногда может облегчить съемку. Например, осторожно положив на воду палку и мягко ее передвигая, можно сгонять водомерок и вертячек в наиболее удобный для съемки участок водоема. При съемке вертикально сверху вполне можно, а иногда и необходимо применять лампу-вспышку. Однако она должна быть расположена не около самого объекта, а в стороне от него и направлена под углом к воде, чтобы в кадр не попало отражение ее лучей. Другой способ съемки — вдоль поверхности воды (с «точки зрения» водомерки или вертячки). Удобнее при этом пользоваться зеркальным фотоаппаратом со световой шахтой, как у фотоаппарата «Салют». Водная гладь дает зеркальное отражение объекта, и при этом очень хорошо заметен «механизм» хождения насекомых по воде, т. е. образующиеся под лапками лунки поверхностного натяжения. Если при этом использовать лампу-вспышку, свет которой будет скользить вдоль воды, то неизбежно образование массы неустранимых бликов. Поэтому лучше довольствоваться солнечным светом, тем более что съемка водомерок ведется с довольно умеренными увеличениями. Хорошие результаты дает съемка водомерок над мелким песчаным дном фотоаппаратом, наклоненным под углом 30°. При ярком солнечном свете можно получить рядом с водомеркой ее тень на дне водоема — это оживляет снимок. Мы говорили о «точке зрения» вертячки. Как известно, это насекомое обладает совершенно удивительными глазами — уникальными даже в столь «разноглазом» царстве насекомых. Каждый глаз у нее делится на два самостоятельных: верхний — расположен над водой и коррегиро-ван для видения в воздушной среде, нижний — приспособлен для подводного зрения. Таким образом, плавающая по воде вертячка одновременно смотрит и в воздух и в воду. А нельзя ли нам заглянуть под воду, подобно вертячке, и сфотографировать мелких подводных жителей? Заглянуть, конечно, можно. Каждый, кто занимался подводным спортом, знает, как интересно разглядывать на морском мелководье мелких рачков, отливающих перламутром полупрозрачных мальков и причудливых много-щетинковых червей-полихет. Не менее интересен и макромир пресных вод. Но вести макросъемку фотоаппаратом, заключенным в водонепроницаемый бокс, очень трудно, так как большинство боксов для этой цели не приспособлено. Один из возможных путей — съемка с удлинительными кольцами и укрепленными на боксе «усами». Но есть другой, менее сложный способ, позволя-. ющий снимать, не погружая фотоаппарат под воду. На объектив с удлинительным кольцом надевается свето- и водонепроницаемый конусовидный тубус с закрепленным в нем на резиновой прокладке стеклом-иллюминатором (рис. 26). По длине он должен быть не короче двух третей расстояния от объектива до снимаемого объекта; если он будет короче, проплывающие перед объективом частицы мути получатся, как белые кружки и звездочки. Такое устройство можно использовать для съемки мелких донных морских существ на небольшой глубине или снимать с его помощью жизнь в пруду. Но подводные «натурщики» еще более непослушны и увертливы, чем сухопутные, поэтому процент удачных снимков при этом способе съемки невелик. Насекомые пещер. Необычен, причудлив и загадочен мир существ, населяющих пещеры. Здесь вы не встретите ярких красок — пещерные обитатели в большинстве своем черные, серые, бесцветные или даже прозрачные. Иные из них, как, например, некоторые виды кузнечиков, проводят в пещерах только день,

(Рис26) (Рис27)
а ночью выходят питаться наружу. Другие — мухи, комары, бабочки — в пещерах зимуют. А третьи, относящиеся к троглобионтам — постоянным жителям пещер,— проводят всю жизнь в темноте при повышенной влажности и почти постоянной, хотя часто и довольно низкой температуре. Нередко они обладают довольно причудливой внешностью — ноги их по сравнению с живущими под солнцем сородичами удлиняются, тело покрывается длинными и тонкими щетинками, глаза уменьшаются, а порой и вообще исчезают. В пещерах живут представители разных групп насекомых — примитивные бескрылые коллемболы, тараканы, кузнечики,сверчки, мухи и в особенности жуки. Живут здесь также мокрицы, многоножки, ложноскорпионы, пауки, сенокосцы, улитки (фото 14). Случайно посетивший пещеру турист вряд ли заметит кого-нибудь из пещерных жителей, кроме, конечно, летучих мышей да еще кузнечиков, которыми изобилуют некоторые пещеры Абхазии. Большинство троглобионтов избегает и боится света, и в связи с этим фотографировать их особенно трудно. Однако, прежде чем снимать обитателей пещер, нужно их найти. Надо внимательно осматривать щели, ниши, трещины, заглядывать под камни и в особенности тщательно приглядываться к помету летучих мышей, который является одним из основных источников питания для мелких пещерных жителей. При неоднократном посещении одной и той же пещеры можно попытаться привлечь их приманками — кусочками пахучего сыра или испорченного мяса. Для макросъемки в пещерах можно использовать фотоаппараты, применяемые для этой цели на поверхности. Однако наводка объектива на резкость обычным способом — через видоискатель зеркального фотоаппарата — здесь будет сильно затруднена, так как одновременно наводить на резкость и освещать объект ручным фонариком почти невозможно. В этом случае можно выйти из положения, прикрепив к фотоаппарату на специальном держателе фонарик-«лоцман», позволяющий хорошо осветить объект (рис. 27). Но обитатели пещер, как уже говорилось, не любят света и стараются как можно скорее убежать из светового луча, поэтому снимать их зачастую приходится в движении. Для этого можно использовать «усы» или же сконструировать специальное устройство для съемки в пещерах, которое можно назвать световым дальномером. Конструируется он следующим образом: к фотоаппарату с обеих сторон крепятся небольшие фонарики с чрезвычайно узко направленным «точечным» лучом. Такой луч можно получить с помощью комбинации линз, дающих прямой, не рассеивающийся луч, и расположенной перед ними непрозрачной диафрагмы,
которая регулирует ширину луча. Фонарики эти монтируются так, что их лучи пересекаются в определенной точке перед объективом, наведенным на резкость именно на эту точку пересечения лучей(рис. 28). Естественно, кроме этих фонариков к фотоаппарату крепиттся и лампа-вспышка, а может быть, и небольшой экран для подсветки. Если фотоаппарат с включенными фонариками находится слишком близко от объекта, то световые лучи не перекрещиваются и образуют на субстрате два отдельных световых
(Рис28)
пятна. Если фотоаппарат слишком удален, то лучи, скрестившись, разойдутся и также дадут два пятна. Если же фотоаппарат находится от субстрата на том расстоянии, при котором он получится резко, то лучи сливаются в одно пятно, которым и нужно «накрыть» снимаемый объект. Таким образом, устройство это очень похоже на базисный оптический дальномер-фодис, только там нужно совместить два изображения, возникающие в видоискателе, а здесь совмещаются два луча фонариков. При помощи светового дальномера можно сфотографировать самых прытких пещерных насекомых, как бы они ни пытались выбежать из светового кружка. Его преимущество в том, что на неровной, покрытой углублениями поверхности скалы употребление «усов» не всегда возможно. При точной регулировке очень узких световых лучей с этим устройством можно добиться точной наводки объектива даже при значительном масштабе съемки. Очень большое неудобство при съемке в пещерах представляет влажная поверхность стен, сталагмитов, камней. Она блестит и нередко, как зеркало, усиливает вспышку лампы, поэтому объект на снимке может быть «забит» светом. Кроме того, все неровности субстрата дают массу ярких бликов, которые почти невозможно предусмотреть. Как справиться с этими недостатками? Яркость и резкость бликов можно частично приглушить с помощью матового стекла, надетого на лампу-вспышку. Не следует освещать объект косо направленным светом, лампа должна быть расположена около объектива. Снимки надо дублировать, изменяя при этом отверстие диафрагмы объектива. Мельчайшие насекомые. И вот мы почти достигли края возможностей макросъемки. В видоискателе фотоаппарата — муха-браула, или пчелиная вошь, длина ее чуть больше 1 мм (фото 15). Клещик-краснотелка имеет длину 1,5 мм (фото 16), а мушка-левкопис — 2 мм. В природе существует огромное количество беспозвоночных, в том числе и насекомых, размеры которых ничтожны, но значение их в круговороте веществ в природе и в хозяйстве человека несоизмеримо велико. Очень часто возникает необходимость в их съемке. Обычно фотографируют препараты или мертвых насекомых, а ведь возможна и съемка живых. Как правило, эти существа не пугливы, приблизиться к ним несложно. Но как их снять? На пути у нас лежат очень серьезные препятствия. Во-первых,— увеличение; нередко оно доходит до 4:1 — 8:1. Если использовать обычный объектив с f=50 мм, то надо иметь от четырех до восьми стандартных наборов удлинительных колец. Съемка с подобными растяжениями поглощает такое количество света, что, фотографируя при солнечном свете, нужно полностью открывать диафрагму объектива и применять очень длительные выдержки. И, наконец, важное препятствие заключается в том, что обычные объективы не приспособлены к таким увеличениям, в обычном положении они коррегированы для съемки с масштабом не более 1:1.
Но если перевернуть асимметричный объектив, например «Индустар», задней стороной вперед, то при работе с увеличением, большим, чем 1 | 1, он покажет все свои положительные качества.
Технически это делается просто; на место светофильтра ввинчивается специальное переходное кольцо, на другой стороне которого нанесена резьба для соединения с набором удлинительных колец или с раздвижным мехом.
Но можно пойти по другому пути извести съемку через специальные, рассчитанные для макросъемки объективы. Они обладают очень высокой разрешающей способностью и дают прекрасные результаты как при съемке в меньшем масштабе, чем 1:1, так и при съемке с большими .
(Рис29)
увеличениями Специально рассчитанные для макросъемки объективы типа «Планар» выпускаются отечественной промышленностью. Это «Микропланар» с f=40 и 65 мм, «Планар» с f=100 мм, «Корректар» с f=150 мм, входящие в комплект стационарной макрофотоустановки МФН-7. При помощи специальных удлинительных колец эти объективы могут быть использованы и с обычными фотоаппаратами. Значительная часть снимков, иллюстрирующих эту книгу, сделана с помощью объектива «Микропланар» с f=65 мм, поставленного на фотоаппарат «Практика». Для макросъемки с большим увеличением можно о успехом применять, сделав удлинительные кольца, ряд специальных объективов, используемых на микроскопах. При съемке особенно мелких существ можно использовать также некоторые объективы 8- и 16-мм кинокамер, имеющих очень короткое фокусное расстояние. В силу этого их глубина резкости значительно превышает глубину резкости других объективов. Для съемки с большим увеличением, даже пяти- и восьмикратным, они требуют относительно коротких удлинительных колец, что снижает возникновение бликов на изображении. Такие блики или густая вуаль появляются за счет внутреннего отражения света от стенок удлинительных колец; они усиливаются, если чернение внутри этих колец стерлось. При использовании раздвижных мехов опасность бликов или вуали значительно понижается. От такой засветки не спасают обычные бленды, кроме тех, которые похожи на сильно вынесенную перед объективом диафграму (рис. 29). Бленда ограничивает падающий в объектив пучок света, не дает проникнуть в него косым лучам, отражающимся от поверхности стенок колец. Незначительная глубина резко изображаемого пространства при съемке мельчайших насекомых вызывает необходимость очень точной и тщательной наводки объектива на резкость; всякие колебания фотоаппарата в этом случае недопустимы. Поэтому съемка с рук возможна только в ограниченных пределах. При увеличении 1 : 1— 3 : 1 еще можно фотографировать с упором на колено или на руку; при большем увеличении необходим штатив или прочный упор с камня, с земли или ствола дерева. Быстро передвигающихся мелких насекомых можно снимать только при наводке объектива на место, в котором они могут появиться, или с «усами». Освещение при фотографировании мелких насекомых практически не отличается от того, которое используют при других видах энтомологической съемки. При большом растяжении меха и сильном диафрагмировании объектива лампу-вспышку порой приходится подносить очень близко к объективу, чтобы получить достаточно высокую освещенность. Очень удобны кольцевые лампы-вспышки. Большее значение, чем обычно, приобретает при такой съемке цвет субстрата. Отражение света от него может пересветлить объект и сделать изображение вялым; на светлом субстрате объект лучше освещать не сильным источником света от объектива и более мощным лучом, скользящим вдоль поверхности субстрата.


















   
Hosted by uCoz