Главная

Литература

Photoshop

Галерея

Драйвера

Картинки в формате PSD

 

Rambler's Top100  

 

 

Фотография и природа

Этика зоофотографа

Особенности макросъемки насекомых

Насекомые в природе

Строение покровов насекомых

Что такое"свободная охота"?

Остановленное мгновение

Фотографическая классификация насекомых и других беспозвоночных

 

Что такое "свободная охота"?
Все методы съемки мелких живых существ можно разделить на две группы: свободную охоту и фотографирование из засады. В первой группе, как ясно из самого названия, многое зависит от случая и удачи. Не меньшее значение имеет знание образа жизни тех или иных существ, их привычек и излюбленных мест. В свободной охоте можно сделать очень редкие и интересные снимки — запечатлеть откладку яиц насекомыми, их питание, нападение на жертву и многое другое.
Выходя на такую охоту, не следует запасаться оборудованием на все случаи жизни. Обычно достаточно взять с собой фотоаппарат с раздвижным мехом и лампу-вспышку. Можно использовать пистолетную рукоятку

от кинокамеры (рис. 9). И, конечно, стоит захватить разобранные «усы» (см. рис. 15).
Основной метод при свободной охоте — скрадыва-н и е. Медленными, плавными движениями фотограф приближается к насекомому на достаточно близкое расстояние и снимает, не меняя своего положения. При этом важное значение имеет одежда. Желательно, чтобы она была нейтральной, защитной окраски. Многие бабочки, стрекозы, крупные мухи не подпускают человека на близкое расстояние. В этом случае необходим объектив с фокусным расстоянием 100—135 мм. Объективы с большим фокусным расстоянием при съемке с рук редко дают хорошие результаты. Ко второй группе относится съемка каких-то определенных, интересующих нас существ в местах, где они находятся постоянно или периодически появляются. Это может быть и охота в природе, около каких-то объектов, привлекающих насекомых: цветов, пней, лужиц, или съемка на специально приготовленных приманках. Все эти методы объединяются тем, что мы фотографируем заранее намеченные виды живых существ в выбранной и подготовленной нами точке. При этом возможно продуманное использование различной дополнительной аппаратуры — осветителей, зеркал, экранов и т. п.
(Рис9) Подробно о съемке отдельных видов живых

существ мы будем говорить далее; здесь же упомянем лишь о некоторых общих методах. Съемка из засады может вестись параллельно с подробными наблюдениями за объектом съемки; она может являться частью общей программы исследования. Например, снимая бабочек на цветах, караулящих добычу пауков, насекомых, кормящихся выделениями тлей, достаточно расставить аппаратуру, выбрать освещение и ждать. Очень помогает в таком случае использование раздвижного меха, установленного на зеркальном фотоаппарате. Если мы будем снимать со штатива фотоаппаратом с удлинительными кольцами, то при каждом передвижении насекомого вперед или назад мы будем вынуждены соответственно передвигать штатив, так как иных способов наводки объектива на резкость в этом случае нет. Если же фотоаппарат имеет раздвижной мех, то мы сможем изменить наводку на резкость поворотом кремальеры. Однако не следует забывать, что, увеличивая или сокращая длину меха, мы тем самым не только наводим на резкость, но и сильно меняем глубину резкости изображения, что может потребовать изменения экспозиции. Раздвижной мех очень удобен для многих видов съемки со штатива. При фотографировании насекомых на цветах можно закрепить фотоаппарат на штативе с подвижной головкой и снимать с одной точки несколько цветков, находящихся приблизительно на одном расстоянии. При съемке мелких живых существ можно использовать следующий прием. Сачком или специальным приборчиком — эксгаустером (всасывателем) осторожна собирают несколько десятков интересующих нас существ и выпускают их в одном месте. Большинство из них обычно не уходит далеко и в течение некоторого времени остается возле места выпуска. Этот метод был успешно использован при съемке мелких мух и пауков-скакунчиков (фото 2). При фотографировании живых существ нельзя забывать о цели, для которой предназначается снимок. Если нужно передать только форму и окраску того или иного существа, строение его органов, то передача элементов окружающего ландшафта не обязательна. Например, снимок клопа-щитника полосатого (рис. 10) дает представление о его внешности, а не об окружающей его среде. Однако гораздо чаще при съемке нужно получить не только изображение насекомого, но и показать характерные черты окружающего его мира. Как добиться этого? Если снимать насекомое

крупным планом, то глубина резко изображаемого пространства будет недостаточна, чтобы четко получились и окружающие предметы. Поэтому в данном случае насекомое должно заполнить только часть кадра, остальная его поверхность будет занята элементами окружающего ландшафта. Здесь очень важно правильное композиционное построение снимка, при котором насекомое не терялось бы в хаосе травинок, листьев и веток..При съемке обычным объективом с удлинительными кольцами невозможно совместить на снимке резкие изображения сильно приближенных и сильно удаленных предметов, например изображение гусеницы, грызущей лист, на фоне лесного пейзажа. Даже при самом сильном диафрагмировании объектива нельзя добиться глубины резкости от 10 см до бесконечности
(Рис10)

и получить такой снимок. Но существует интересный метод съемки, позволяющий иногда преодолеть эту трудность.Перед объективом устанавливается обрезанная по диаметру половина отрицательной линзы, закрепленная в держателе так, что можно ее поворачивать (рис. 11). Попробуем снять гусеницу,

сидящую на ветке. Вращая кремальеру меха, в нижней части изображения мы получим четко рисующуюся гусеницу, а в верх-. ней — почти так же четко видны деревья, облака и прочие расположенные на заднем плане предметы. Между этими двумя частями кадра заметна узкая нерезкая полоса, обычно не мешающая восприятию изображения как единого целого. Описание подобного метода дается в некоторых руководствах, но в них рекомендуется снимать без удлинительных колец или раздвижного меха, наводя на бесконечность и используя положительную наса-дочную линзу. Поскольку на-садочные линзы, как правило, снижают качество изображения, то насекомое получается на снимке хуже, чем окружающий его пейзаж.
(Рис11)
Известен и другой способ фотографического совмещения предметов, казалось бы, несовместимых. Речь идет о съемке мелких объектов, в том числе и насекомых, на фоне заходящего солнца.
Когда расположенный низко над горизонтом солнечный диск теряет свою яркость настолько, что на него можно глядеть без риска повредить глаза, фотоаппарат с набором удлинительных колец (2—5 см) наводится на какой-либо живой объект с рельефным характерным силуэтом: сидящую на хвое золотоглазку-хризопу, поденку на веточке или комара на руке (рис. 12), причем объект съемки должен рисоваться на фоне солнца. При полностью открытой диафрагме объектива солнце будет выглядеть в видоискателе, как расплывшийся светлый круг с размытыми краями. При диафрагмировании объектива размеры этого круга уменьшаются, и подбором диафрагмы можно добиться наиболее удобной в композиционном отношении величины солнечного диска. Съемка ведется с выдержкой 1/100—1/500 с в зависимости от диафрагмы объектива.

(Рис12)




   
Hosted by uCoz