Главная

Литература

Photoshop

Галерея

Драйвера

Картинки в формате PSD

 

Rambler's Top100  

 

 

Фотография и природа

Этика зоофотографа

Особенности макросъемки насекомых

Насекомые в природе

Строение покровов насекомых

Что такое"свободная охота"?

Остановленное мгновение

Фотографическая классификация насекомых и других беспозвоночных

Насекомые в природе
Как знакомиться с макромиром? Некоторые считают, что проще всего начинать снимать неподвижные предметы, делая это в спокойной домашней обстановке. Может быть, но ведь от первого знакомства зависит многое. Поэтому мы считаем, что лучше испортить свою первую пленку на стрекочущего кузнечика или на паука, притаившегося в засаде, чем на пересъемку спичечных этикеток. Мы не отвергаем последнее, но все же считаем, что эмоциональная сторона первых встреч с живыми существами должна определить многое. Каждый вид макросъемки, будь то свободная охота в лесу или съемка подводных жителей, имеет свою специфику, причем основное заключается в умении пользоваться светом. Поэтому перед каждой главой, посвященной определенному виду съемок, мы рассказываем об особенностях освещения. Каким светом пользоваться? Наиболее универсальный источник освещения — это солнце. Его свет, прямой или рассеянный, почти всегда может быть использован для съемки. Очень помогает и то, что объект почти всегда окружен естественными экранами: тень смягчается светом неба, сильную подсветку дают белые облака; большое количество световых лучей отражает поверхность почвы. Обладают экранирующими свойствами и предметы, непосредственно окружающие объекты съемки: камни, ветви и особенно листва. Тем не менее во время съемки при ярком солнечном освещении тени порой бывают чрезмерно густыми, и тогда объект необходимо подсвечивать. Прежде всего для этого можно использовать искусственные экраны. Лист бумаги или матового картона, придвинутый так, чтобы он отражал лучи солнца на объект, способствует проработке деталей на снимке. Тот же лист, поставленный за объектом, отделяет объект от фона, делает ясно видимыми его контуры (рис. 4, а).
Экран, сделанный из бумаги или картона, дает рассеянный свет, но это не всегда нужно. Иногда животное или растение, находящееся в тени, необходимо высветлить резким пучком света. Для этого картон либо оклеивают фольгой, либо используют карманное зеркальце, которое укрепляют мягкой, но толстой алюминиевой или медной проволокой на фотоаппарате или на штативе (рис. 4, б).
В случае, когда сам фотограф или фотоаппарат заслоняет часть солнечного света, на помощь может прийти

линза, укрепленная так же, как зеркало. Линзой не только можно слегка изменить угол падения солнечного луча, но и повысить освещенность объекта (рис. 4, в).
Экраны, зеркала и другие средства усиления солнечного света могут быть очень удобны при съемке объекта с заранее подготовленной позиции, например при фотографировании насекомого на цветке или ягоде. В этом случае можно создать наиболеэ выигрышное освещение, применяя методы подсветки, обычно используемые в лаборатории. Матовое стекло и зеркало, поставленные так, как показано на рис. 4, г, дают лишь легкие тени на лепестках и позволяют сделать снимок более объемным. Кроме того, зеркало и матовое стекло можно поставить так, что они закроют цветок от ветра, это облегчит наводку на резкость и позволит увеличить выдержку. Мы обсуждали варианты, при которых отсутствие света — недостаток. Но иногда недостатком может оказаться и избыток света, тогда объект надо притенить. Делать это лучше всего специальной рамкой с туго натянутой марлей, кисеей, бязью или любой другой белой тканью (рис 4, д). Рамка может служить и искусственным экраном, о применении которого мы только что говорили. Ткань нужно

натягивать туго, чтобы притенение было ровным.
При съемке небольших объектов может пригодиться карманный фонарик. Его нужно переделать так, чтобы он давал направленный пучок света (рис. 5). Для этого вместо стекла или обычной линзы вставляется специально сделанный тубус с подвижной линзой. (В качестве таковой можно использовать слабый окуляр от микроскопа.) Но часто для съемки нужны осветительные приборы, дающие более сильный свет.
Долгое время единственным портативным источником света, имевшимся у фотоохотников, был магний. Не потерял он своего значения и сейчас. Его используют в виде ленты или порошка в смеси с веществами, ускоряющими горение. Однако намного удобнее лампы-вспышки, которые позволяют совместить короткую выдержку с сильным диафрагмированием объектива. Электронная лампа-вспышка дает возможность подсмотреть сложнейшие особенностиповедения самых различных живых существ. Только благодаря ей стала возможной съемка различных фаз полета, прыжков насекомых, полета птиц и т. п.

Молниеносно протекающие действия стали доступными для анализа. Это во многом способствует накоплению знаний о живой природе. Современные лампы-вспышки удобны, легки, портативны. Они имеют короткий, но мощный световой поток. Эти свойства позволяют использовать лампу-вспышку при самых разнообразных видах зоологической съемки. Мы еще не раз будем возвращаться к этому прибору. Следует отметить, что есть у него и некоторые недостатки. В частности, лампы-вспышки ПФК-50 и ИФК-120 трудно сфокусировать. Другой недостаток — резкость света, и как следствие этого — глубокие черные тени. Однако с этим можно справиться, надев на рефлектор специальный диффузор из матированного или мелкобугорчатого плексигласа. Смягчения света можно также добиться, обтянув рефлектор марлей, но при этом резко снижается энергия светового потока.
При съемке неподвижных объектов часто применяются лампы накаливания. Они могут быть помещены в рефлекторы различной конструкции. Иногда полезно использовать осветители, применяемые в микроскопии. Итак, мы обзавелись необходимой осветительной аппаратурой. Как ее применять, каким должен быть свет при съемке? Расположение источников света и их направленность при макросъемке иногда резко отличаются от обычных условий. Г. Ольберг рекомендует использовать две лампы-вспышки, расположенные с обеих сторон объектива и возможно ближе к ному, или же специальную кольцевую лампу. В этом случае получается ровное, почти бестеневое освещение. При черно-белой съемке такое освещение используют тогда, когда объект по окраске резко отделяется от фона, иначе на фотопленке он окажется плоским. Однако лучшие результаты получаются при съемке с двумя лампами, расположенными на разном расстоянии от объектива.
Боковая односторонняя подсветка хороших результатов не дает. Здесь свет должен быть обязательно смягчен экраном, притенителем (рис. 6, а) или дополнительным осветителем. При съемке с лампой-вспышкой вместо второго источника света можно использовать зеркало (рис. 6, б) или картон, оклеенный фольгой. Добиться же равномерного бестеневого освещения можно при использовании двух зеркал (рис. 6, в). Но и двустороннее симметричное боковое освещение (рис. 6, г) не дает хороших результатов. Тени в этом случае падают как раз перед объективом. Оптимальным будет освещение двумя лампами, расположенными с обеих сторон объекта, но на различных расстояниях от него и под разными углами к нему. Добиться этого можно, закрывая одну лампу-вспышку матовым стеклом. Контровой и косой задний солнечный свет без подсветки спереди используют редко; при таком освещении фотографируют насекомых с прозрачными крыльями или с рельефными надкрыльями, рисунок которых следут подчеркнуть. Обычно же контровой свет лучше

комбинировать с передним или боковым, тогда четко вырисовывается строение покровов насекомого, рисунок его крыльев и т. п. Эффектным может оказаться снимок при комбинировании передне-бокового искусственного освещения и конт-рового солнечного (рис. 7). Но при этом прямые солнечные лучи не должны попадать в объектив! (Исключение — съемка на фоне заходящего солнца




   
Hosted by uCoz