Главная

Литература

Photoshop

Галерея

Драйвера

Картинки в формате PSD

 

Rambler's Top100  

 

 

Фотография и природа

Этика зоофотографа

Особенности макросъемки насекомых

Насекомые в природе

Строение покровов насекомых

Что такое"свободная охота"?

Остановленное мгновение

Фотографическая классификация насекомых и других беспозвоночных

 

Строение покровов насекомых
Внешность насекомых бесконечно разнообразна, и очень важным является фактура (характер покрова насекомых), которая действует на отражение света. Известно, что фактура может быть зеркальной, глянцевой и матовой. Зеркальная фактура отражает свет в одном направлении, давая яркие и жесткие блики на деталях. Если же изменить угол падения света, то зеркальная фактура становится темной. Так как фактура у насекомых всегда более или менее расчленена (на крыльях — жилками, на теле мух п жуков — самим изгибом поверхности), возникают сильные контрасты (рис. 8). При съемке таких объектов лучше освещать их светом, отраженным от различных экранов. Глянцевая фактура при определенном направлении падающего на нее света дает блики, которые, в зависимости от освещения, могут быть более или менее яркими или, напротив, мягкими. С одной стороны, их не следует убирать, так как они придают объемность; но если блики становятся чрезмерно яркими, то они так же плохо смотрятся, как блики зеркальные. Поэтому освещение глянцевых объектов должно быть двойным: косое освещение, дающее блики, должно сочетаться с мягким лобовым или рассеянным светом. И, наконец, матовые и шероховатые фактуры должны освещаться косым светом, который игрой слабых светотеней четко вырисовывает их строение. Косой свет в комбинации с рассеянным используется при съемке бабочек, когда нужно точно передать не только рисунок крылышек,

но и их жилкование. Прямое лобовое освещение делает матовую или шероховатую поверхность безжизненно ройной, так же как и мягкий рассеянный свет.Роль фона Задний план снимка (фон) казалось бы, не должен играть особой роли. И действительно, на многих снимках, сделанных при солнечном освещении или с лампой-вспышкой, фон исчезает совсем за счет незначительной глубины резкости объектива или же получается в виде неясных пятен, полос и т. п. Но так бывает далеко не всегда. «Вырастающие» сзади насекомого травинка, лист или веточка могут исказить внешний вид насекомого. Темный кузнечик на очень светлом фоне становится совсем черным и, наоборот, светлое насекомое
(Рис8) на черном фоне выглядит белесым. Это нередко
происходит при съемке на солнечном свету и особенно часто при использовании искусственного света. На очень многих снимках, сделанных с лампой-вспышкой, мы с удивлением обнаруживаем угольно-черный фон. Он возникает даже в яркий солнечный день. Почему? Вспомним, что освещенность объекта уменьшается пропорционально квадрату расстояния от вспышки. Если, например, мы снимаем насекомое, расположенное на расстоянии 25 см от лампы-вспышки, то фон, находящийся в метре от нее, будет освещен в 16 раз слабее. Поскольку фотограф при съемке ориентируется на освещенность объекта, а не фона, то фон окажется на негативе совершенно непроработанным, а на позитиве черным. В некоторых случаях такой фон удобен. На снимках летящих насекомых он позволяет выявить слабо проработанные детали, на нем хорошо заметны щетинки или длинные ноги; но обычно снимок с черным фоном производит неестественное впечатление и кажется сделанным глубокой ночью. Как этого избежать? Можно снимать немного снизу, на фоне неба. Небо в ясный солнечный день достаточно ярко, чтобы даже при съемке с большим набором удлинительных колец получиться на снимке в виде нейтрально-серого фона. Другой способ — съемка на фоне пронизанной солнцем листвы; в этом случае получаются размытые, неясные темные и светлые пятна. Неплохие результаты дает съемка на фоне удаленных светлых предметов, ярко освещенных солнцем, и, наконец, можно использовать белый экран, поставив его в 20—40 см за объектом съемки. Если задний план находится непосредственно за насекомым, то его освещенность отличается от освещенности объекта съемки в допустимых пределах, но возникает опасность появления в кадре чрезмерно высвеченных деталей фона, нарушающих общее впечатление от снимка. Поэтому при съемке с лампой-вспышкой и при кадрировании снимка нужно постоянно следить за фоном, предугадывая его возможные изменения на снимке. Очень важно соотношение тональности объекта съемки и фона. При одинаковой тональности форма объекта, его контуры теряются, сливаются с фоном. Избегнуть этого можно контровой (фоновой) подсветкой, которая четко очерчивает контуры объекта съемки, отрывая его от фона. Для успеха снимка имеет немалое значение субстрат, на котором находится насекомое; часто он является передним планом; особенно важен он при съемке с лампой-вспышкой. Субстрат действует как экран, отбрасывающий на насекомое световые лучи, и в силу этого его окраска и структура оказывают влияние на качество снимка, что необходимо учитывать. Для съемки удобнее нейтральный субстрат, в достаточной степени поглощающий свет,— трава, листва, ветви. Светлый субстрат обычно удобен при съемках с естественным освещением, но может испортить снимок, сделанный с лампой-вспышкой, так как сильно отражает свет, что приводит к образованию густой вуали. Особенно трудны съемки насекомых с лампой-вспышкой на снегу и светлом песке, на коже человека. Передний план, расположенный ближе к лампе, почти всегда бывает сильно пересвечен. В некоторой степени это можно исправить при печати, кадрируя снимок или притеняя светлые места негатива. Наконец, своеобразные результаты можно получить, используя двустороннее освещение лампами, вынесенными далеко вперед перед объективом. Передний план при этом остается темным, и силуэты травинок, листьев и т. п. на фоне ярко освещенного объекта и его окружения могут дать интересный художественный эффект. Еще несколько слов о построении кадра при фотографировании таких неподвижных объектов, как насекомые в янтаре или отпечатки животных на угле или сланцах. Далеко не всегда можно рассмотреть отпечаток на сланце целиком, даже если объектив позволяет сделать крупномасштабный снимок. То же самое можно сказать и о фотографировании включений в янтарь. При съемке таких кадров лучше всегда оставлять вокруг насекомого свободное место, чтобы показать фактуру и окраску фона.



   
Hosted by uCoz