Главная

Литература

Photoshop

Галерея

Драйвера

Картинки в формате PSD

 

Rambler's Top100  

 

 

Фотография и природа

Этика зоофотографа

Особенности макросъемки насекомых

Насекомые в природе

Строение покровов насекомых

Что такое"свободная охота"?

Остановленное мгновение

Фотографическая классификация насекомых и других беспозвоночных

 

Остановленное мгновение
Как известно, мгновение — понятие весьма относительное. За один и тот же краткий миг пчела может пролететь несколько метров, а улитка передвинется лишь на полмиллиметра. Естественно, что и фотографировать столь различные по скорости объекты нужно по-разному. Очень многие существа в этом отношении доставят нам мало хлопот: паук будет покачиваться в центре паутины — снимай его хоть час; яйцекладки и куколки насекомых по своей природе неподвижны, многие насекомые часами просиживают на одном месте. Но как снять прыжок кузнечика, полет мухи, хлопотливого шмеля, неустанно перелетающего с цветка на цветок? А ведь фотографирование быстрых движений (прыжки, полет, бег) — это один их самых интересных видов макросъемки в природе и в то же время один из самых трудных. Трудности возникают в основном из-за того, что реакция человека слишком медленна по сравнению с быстрыми, часто неожиданными движениями насекомых. Однако существуют способы, позволяющие вести такую съемку, причем довольно успешно. Прежде всего посмотрим, с какими выдержками можно снимать медленно или быстро движущиеся объекты, чтобы они не оказались смазанными. Вопрос осложнен тем, что при макросъемке следует добиваться возможно большей глубины резко изображаемого пространства. Это достигается диафрагмированием объектива. Но чем сильнее мы диафрагмируем, тем большая требуется выдержка. Поэтому всякий раз нужно находить ту золотую середину, когда и глубина резкости достаточно велика и скорость съемки выбрана точно. При этом нельзя забывать, что при крупномасштабной съемке мелкого существа его движения, кажущиеся нам незначительными, на фотопленке могут дать сильно смазанное изображение. Перечислим наиболее часто применяемые выдержки при съемке различных сюжетов узкопленочной камерой. 1/25-1/30 выдержка, достаточная для фотографирования неподвижных насекомых на земле, на пнях и стволах деревьев с использованием короткофокусных (до 50 мм) объективов. В этих случаях желательна съемка со штатива или упора. 1/50-1/60 при съемке короткофокусными объективами питающихся жуков, бабочек и стрекоз, спокойно сидящих на цветах в безветренную погоду. Эти же выдержки используют для съемки объективом с f=100 мм готовящихся к прыжку кузнечиков, малоподвижных насекомых на земле и стволах деревьев. 1/100-1/125 при фотографировании короткофокусным объективом медленно ползающих жуков и клопов, пауков в паутине; для съемки объективом с f=135 мм малоподвижных насекомых на цветах. 1/250 для съемки бегущих неуков, муравьев, доящих тлей. С этой выдержкой иногда удается сфотографировать насекомых, зависающих во время полета. 1/500 для съемки нападения паразитов, охотящихся жужелиц и зависающих в воздухе насекомых. 1/1000 при фотографировании медленно летающих бабочек и первых фаз взлета многих насекомых. 1/2000 для съемки взлета и полета жуков, перепончатокрылых, двукрылых и многих других насекомых. Их крылья получаются на снимках в виде светлого нимба или сильно смазанными. Крылья бабочек (кроме бражников) выглядят на снимке резко. 1/10000 для съемки летящих перепончатокрылых и двукрылых насекомых, однако их крылья получаются при этом смазанными на концах. Крылья бражников выходят резко. 1/25000 для фотографирования всех летящих насекомых; их крылья выглядят на снимке резко. Выдержки большие, чем 1/1000 на практике достигаются применением ламп-вспышек, многие из которых имеют длительность вспышки около 1/2000. Специально сконструированные лампы-вспышки могут давать и гораздо меньшие выдержки. Такие выдержки получают также при съемке скоростным киноаппаратом или при использовании специальных приборов — стробоско пов. Перейдем к методам съемки быстро движущихся объектов. Довольно просто снимать насекомых, садящихся на цветы или взлетающих с них. Поскольку многие из них, а именно пчелы и некоторые мухи, делают это плавно, то, наведя заранее объектив на резкость, достаточно дождаться взлета или посадки насекомого на цветок (фотоЗ). Так же ведется съемка взлетающих или садящихся бабочек, но фотографировать их нужно с достаточно большого расстояния и с запасом глубины резкости. Другой способ — съемка перелетающего насекомого. Если поблизости друг от друга находятся два особенно заметных цветка, то следует удалить цветы в ближайшем их окружении и установить фотоаппарат на эти два цветка так, чтобы они резко рисовались на краях кадра. Севшее на один цветок насекомое, собрав нектар, почти обязательно перелетит на второй, соседний, и в этот момент нужно произвести съемку. Г. Ольберг успешно использовал этот способ при съемке роющих ос, транспортирующих добычу или строительный материал. При длительном наблюдении за их жизнью ученый почти всегда знал, с какой стороны оса прилетит. Фотоаппарат, закрепленный на штативе, устанавливался так, чтобы в углу кадра находилось гнездо, а по диагонали от него — трасса возможного пролета насекомого. Противоположный гнезду край кадра следует отметить и ожидать прилета осы, глядя на этот край простым глазом, а не в видоискатель фотоаппарата. В момент, когда оса пересекает отметку на краю кадра, следует нажать на спуск затвора; поскольку реакция- человека всегда запаздывает, то оса на снимке окажется где-нибудь посредине кадра или около гнезда. Если ждать прилета осы, глядя в видоискатель, ее появление будет всегда неожиданным, и она приземлится раньше, чем будет сделан снимок. Таким же образом можно фотографировать тех насекомых, которые без остановки влетают прямо в гнездо. При съемке ос, оставляющих добычу около входа в гнездо, следует ставить фотоаппарат так, чтобы в одном углу кадра находилась эта добыча, а в другом — гнездо, и фотографировать осу в момент транспортировки добычи в гнездо. Съемка полета некоторых жуков облегчается тем, что они перед взлетом довольно медленно раскрывают надкрылья, а затем несколько мгновений вхолостую работают крыльями, тем самым невольно предупреждая фотографа. При этом желательно, чтобы жук сидел на ровном участке земли, в углу кадра и был направлен головой к его центру. Нажимать на спуск затвора нужно в тот момент, когда насекомое отрывается

(Рис13) (Рис14)
от земли; из-за несовершенства реакции человека, как и в предыдущем примере, происходит запаздывание — насекомое получается уже летящим. Так, удалось сфотографировать взлетающего скарабея (рис. 13). Снимая взлет и полет насекомого, можно использовать отрицательный геотропизм — явление, свойственное многим жукам, клопам и подобным насекомым, которые взлетают, достигнув вершины какого-то возвышения, стебля и т. п. Особенно характерно такое поведение для божьих коровок. Взлет семиточечной божьей коровки (рис. 14) фотографировали следующим образом: вертикально ставили стебель подорожника, а фотоаппарат укрепляли таким образом, что вершина стебля находилась внизу кадра. Божью коровку сажали на стебель снизу, и она сразу же бежала вверх; достигнув вершины, она задерживалась на несколько секунд, затем раскрывала крылья, взлетала, и в этот момент производили съемку. Съемка велась в лаборатории, улетавшие жуки садились на оконное стекло, так что можно было заставить одно и то же насекомое взлетать несколько раз. Выяснилось, что каждая особь имеет свое индивидуальное и довольно постоянное время задержки на верхушке стебля перед взлетом; это позволило после двух-трех проб нажимать на спуск затвора точно в момент взлета. Известна похожая методика и для съемки фаз полета жуков. В затемненном помещении на столе закрепляют под углом 30—45° суживающуюся к концу деревянную дощечку. Со стороны вершины вдоль дощечки направляют узкий луч света, а с более низкой точки на ее конец направлен несильный поток воздуха от вентилятора. Жук, посаженный на дощечку, движется к источнику света и взлетает,
достигнув конца дощечки. Наводка объектива производится на конец дощечки.
Существует еще один способ съемки летящих и садящихся мух. На стол ставят узкогорлую бутылку с большим количеством мух, голодавших трое суток. В 50 см от бутылки кладут кусок пробки, в который воткнута булавка; на конце булавки — маленький кусочек хлеба с мармеладом. Приманка освещена очень тонким лучом света; на нее наведен фотоаппарат с электронной лампой-вспышкой. Фотограф выпускает муху из бутылки и в тот же момент нажимает на спуск затвора. Муха летит так быстро, а реакция человека столь замедлена, что муха оказывается сфотографированной в момент приземления или непосредственно перед ним. Большую помощь при съемке полета и других быстрых движений насекомых может оказать довольно простое устройство — «усы». Это два металлических штыря, закрепленных на удлинительном кольце, которые своими концами отмечают плоскость резкости и края кадра (рис. 15). Все, что окажется между концами штырей, будет резко изображено на фотопленке. Но всякий раз, прикрепляя «усы» к фотоаппарату, нужно внимательно следить за тем, чтобы они не были согнуты или сдвинуты. Пользуясь «усами», можно снимать не только летящих, но и бегающих по земле насекомых. Многие из них, например жужелицы, бегают настолько быстро, что навести объектив на резкость обычным способом, через видоискатель фотоаппарата, невозможно; однако, следуя за насекомым и держа его в поле зрения между «усов»
(Рис15)
фотоаппарата, можно делать серии интересных снимков. Точно так же производится съемка летящих насекомых. Проще фотографировать тех из них, которые во время полета зависают в воздухе: бабочек-бражников и мух, например, жужжал и сирфид (рис. 16). Сложнее съемка быстро летающих перепончатокрылых. Пчел удобнее всего снимать около улья, вблизи летка. Приближаясь к нему, пчелы замедляют полет, а вылетая, еще не успевают набрать большую скорость. Конечно, пчел, шмелей и прочих опылителей можно снимать тоже с помощью «усов», когда они садятся на цветы. При этом следует особое внимание обращать на положение насекомого. Снимки летящего насекомого, сделанные сзади, обычно малоинтересны. Снятое сверху на фоне почвы и травы, насекомое часто сли
вается с фоном. Лучше всего вести съемку сбоку или спереди; иногда интересные результаты получаются при фотографировании снизу.
Съемка жуков в полете трудна и требует большого терпения (а также большого количества фотопленки). Если их почему-либо сложно фотографировать на взлете с возвышения, то можно попытаться снять их при перелете с цветка на цветок. Но при этом проще фотографировать не с «усами», а со штатива с наводкой объектива на цветок. Так же ведется съемка бабочек, которые пугаются фотоаппарата с «усами». Исключением являются бабочки-бражники; зависая в воздухе, они настолько поглощены выкачиванием нектара из цветка, что иногда, действуя очень осторожно,
(Рис16)  
можно подвести «усы», не пугая насекомых. При съемке с лампой-вспышкой на ярком солнечном свету изображение объекта может оказаться частично смазанным. Рядом с четкими, резко проработанными контурами отдельных частей насекомого возникает их второе изображение — нерезкое и размытое или же за насекомым тянется расплывчатый след. Вспышка лампы, освещая объект на протяжении малой доли секунды, дает резкое его изображение; солнечный же свет, хотя и ослабленный сильным диафрагмированием объектива и применением удлинительных колец, при выдержке 1/25-1/30 дает второе, нерезкое изображение. Имеется и другая разновидность световых помех при съемке с лампой-вспышкой. На некоторых снимках быстро движущихся насекомых темные детали оказываются резкими, светлые — слегка смазанными. Объясняется это следующим. Вспышка лампы не дает мгновенный «бросок» света и мгновенное его затухание, процесс ее работы более сложен. После резкого нарастания света и резкого его падения, которые вырисовывают на фотопленке контуры предмета, газ продолжает слабо светиться, и это «досвечивание» по длительности значительно превышает время максимального свечения, которое считается длительностью вспышки. В это время темные детали досве-чиваются незначительно и эта досветка не отражается на изображении, а белые детали, интенсивно воспринимающие свет, дают на изображении слегка размытые очертания. Особенно часто это явление сказывается именно при съемках полета насекомых.



   
Hosted by uCoz