Главная

Литература

Photoshop

Галерея

Драйвера

Картинки в формате PSD

 

Rambler's Top100  

 

 

Фотография и природа

Этика зоофотографа

Особенности макросъемки насекомых

Насекомые в природе

Строение покровов насекомых

Что такое"свободная охота"?

Остановленное мгновение

Фотографическая классификация насекомых и других беспозвоночных

Фотография и природа
Вместо предисловия
Когда фотография еще не была изобретена, облик насекомых и других мелких существ воссоздавали художники, очарованные их яркой красотой и причудливостью. Некоторым из художников мы обязаны выдающимися открытиями. В XVII веке художница Мария Сибилла Мериан, рисуя насекомых, неожиданно обнаружила, что мохнатые, не очень приятные на вид гусеницы не умирают, а превращаются в бабочек. Немало интересных наблюдений и зарисовок сделал в первой половине XVIII века художник-миниатюрист Резель фон Розенгоф. Он первым увидел, описал и зари совал удивительное одноклеточное существо — амебу. Позднее коллекцирование насекомых стало приятной забавой людей из высшего общества. На гравюрах конца XVIII века мы видим дам в кринолинах и кавалеров в расшитых камзолах, ловящих бабочек устройствами, отдаленно напоминающими современный энтомологический сачок. Изучение жизни мельчайших существ продолжалось и в прошлом веке. Сейчас мы знаем, какую колоссальную роль играют эти мельчайшие существа в жизни человека. Хотя теперь мир беспозвоночных животных исследуют даже не тысячи, а десятки тысяч ученых, он до конца еще не разгадан и полностью не изучен. Достаточно сказать, что ежегодно описываются тысячи новых видов до сих пор не известных науке насекомых, ракообразных, червей и других беспозвоночных. К фотографии это имеет самое непосредственное отношение. Поскольку мир мельчайших существ изучен еще недостаточно, его нужно познавать, а фотография — то же метод изучения, причем один из важнейших. Сегодня уже недостаточно сделать самый точный рисунок. Наука должна знать в деталях жизнь каждого животного. Поэтому фотографические методы изучения давно проникли в науку. Регистрация на фотопленке деятельности живых существ дает возможность познавать самые сложные движения животных. Результаты этих наблюдений применяются на практике, например при конструировании летательных аппаратов. Немало открытий может быть сделано с помощью фотографии и в самой науке о насекомых. Известный немецкий энтомолог и зоофотограф Г. Оль-берг, изучавший жизнь и поведение роящих ос — очень интересной группы насекомых,- использовал фотоаппарат буквально как записную книжку: он фиксировал каждое их движение. Полученные снимки Г. Ольберг тщательно анализировал и постепенно создал подробную и точную картину жизни этих насекомых. Результатом проделанной работы явилась содержательная монография, иллюстрированная 779 снимками. Г. Ольберг считает, что прогресс в изучении насекомых значительно ускорился с появлением новой фотографической техники и, в частности, электронной лампы-вспышки. Немалое значение имеет фотография и для популяризации биологических знаний. Снимками иллюстрируют статьи и книги, демонстрированием цветных диапозитивов дополняют доклады и лекции. Фотографирование природы имеет самостоятельное воспитательное и эстетическое значение. Оно позволяет увидеть красоту, целесообразность явлений природы, с которыми человек сталкивается чуть ли не каждый день и часто их не замечает. Внимательные, тщательные наблюдения за природой не только развивают любознательность, желание больше узнать, но и заставляют совершенствовать методы макросъемки, читать специальные книги и, конечно, проводить больше времени в природе. Есть еще одна особенность современной жизни, подмеченная известным зоологом, профессором Б. Гржиме-ком. Общая тенденция нашего времени такова, что все большее и большее число людей концентрируется в городах. Нередко эти люди вообще не видят диких животных, в том числе насекомых, которых всесильная химия изгоняет из городских садов и парков. И не потому ли именно сейчас необычайной популярностью пользуются книги, фотоальбомы, кинофильмы о живом мире. Какими бы тиражами ни выходили книги с фотоснимками природы, они не залеживаются, независимо от того, что на них изображено звери, птицы, насекомые или цветы. И не случайно так бурно развиваются сейчас туризм, альпинизм, подводный спорт. Есть еще один вид общения с природой — коллекционирование. Собирать можно все. Если человек собирает старинные монеты или открытки с видами городов, то это никому вреда не приносит. А вот сбор биологических коллекций, если он ведется не для научных целей, а «про сто так», полезен далеко не всегда. Даже коллекционирование насекомых может порой принести ущерб. Известно, что в некоторых странах коллекционеры так ретиво истребляли красивых и редких бабочек, что эти виды насекомых были поставлены под государственную охрану. Не лучше ли и не полезнее было бы собирать не мертвых, кое-как засушенных и плохо расправленных насекомых, а фотографировать живых, подсматривать интересные моменты их жизни и тем самым глубже познавать природу, учиться понимать, любить и охранять ее? Кажется, мы привели достаточно аргументов для того, чтобы хотя бы некоторые из наших читателей испытали свои силы в фотографировании природы.

   
Hosted by uCoz