Этика зоофотографа
Зоологическая макросъемка — это особая, оригинальная отрасль фотографии
со своими, во многом отличающимися от обычных способами съемки. Здесь
трудно давать точные и детальные рецепты, ибо в фотосъемке живой природы
всегда есть элемент неожиданности, нередко очень значительный. Далеко
не всегда фотографу удается тщательно подготовить снимок, продумать художественную
и техническую его сторону. Как правило, приходится импровизировать, учитывать
ряд сложных факторов в очень короткие отрезки времени. Одна из первых
проблем, встающих перед фотографом-натуралистом,— где лучше снимать насекомых
или других беспозвоночных: в природе или в лабораторий? Вопрос этот имеет
немалую историю. С момента возникновения зоологической фотографии считалось
общепризнанным, что животных следует фотографировать только в природе.
Звери и птицы, находящиеся в неволе, держатся скованно, неестественно,
их привычки меняются. Содержание в неволе, даже кратковременное, отражается
и на внешности животных. Распространяется ли это правило на съемку беспозвоночных?
Для поведения этих существ характерно шаблонное следование инстинктам.
Например, наездник будет однотипно, вернее, стереотипно нападать на гусеницу;
личинка муравьиного льва будет одинаково устраивать свои ловушки и в банке
с песком и на песчаной лужайке. Мелких водных обитателей вообще можно
снимать только в лаборатории, в аквариумах. Но все-таки лучше фотографировать
в природе, где интересующие нас мелкие существа находятся в естественных
условиях, и с ними постоянно происходят самые разнообразные события. Животные
входят в сложнейшие взаимоотношения со всей окружающей природой: с растениями,
человеком. Особо следует оговорить нетерпимость к подделкам и фальши.
В фотографии живых существ этого не должно быть. Чучело, поставленное
на лесной полянке, все равно остается чучелом. Многие, к сожалению, считают,
что на насекомых это правило не распространяется. Порой даже признанные
мастера макросъемки сажают в природу мертвых, нередко специально расправленных
насекомых, создавая тем самым подделку. Такой снимок заметит каждый специалист
по неправильной постановке лапок, усиков, крыльев, по неестественной позе.
Например, в одном из немецких фотожурналов была напечатана рецензия на
книгу о бабочках, иллюстрированную цветными фотографиями. Судя по приведенным
снимкам, авторы не утруждали себя поиском естественных сюжетов в природе,
а снимали приколотых к цветам бабочек, расправленных по всем правилам
и выглядевших поэтому совершенно неестественными. Такая съемка оказалась
грубейшей подделкой, не имеющей ни научной, ни познавательной ценности.
Конечно, для специальных целей, например для передачи внешности животного,
каких-то мелких деталей его тела, фотографировать мертвые объекты можно
и нужно, и мы специально разбираем технику такой съемки. Но, снимая мертвое
насекомое не следует выдавать его за живое