Фотография и природа
Вместо предисловия
Когда фотография еще не была изобретена, облик насекомых и других мелких
существ воссоздавали художники, очарованные их яркой красотой и причудливостью.
Некоторым из художников мы обязаны выдающимися открытиями. В XVII веке
художница Мария Сибилла Мериан, рисуя насекомых, неожиданно обнаружила,
что мохнатые, не очень приятные на вид гусеницы не умирают, а превращаются
в бабочек. Немало интересных наблюдений и зарисовок сделал в первой половине
XVIII века художник-миниатюрист Резель фон Розенгоф. Он первым увидел,
описал и зари совал удивительное одноклеточное существо — амебу. Позднее
коллекцирование насекомых стало приятной забавой людей из высшего общества.
На гравюрах конца XVIII века мы видим дам в кринолинах и кавалеров в расшитых
камзолах, ловящих бабочек устройствами, отдаленно напоминающими современный
энтомологический сачок. Изучение жизни мельчайших существ продолжалось
и в прошлом веке. Сейчас мы знаем, какую колоссальную роль играют эти
мельчайшие существа в жизни человека. Хотя теперь мир беспозвоночных животных
исследуют даже не тысячи, а десятки тысяч ученых, он до конца еще не разгадан
и полностью не изучен. Достаточно сказать, что ежегодно описываются тысячи
новых видов до сих пор не известных науке насекомых, ракообразных, червей
и других беспозвоночных. К фотографии это имеет самое непосредственное
отношение. Поскольку мир мельчайших существ изучен еще недостаточно, его
нужно познавать, а фотография — то же метод изучения, причем один из важнейших.
Сегодня уже недостаточно сделать самый точный рисунок. Наука должна знать
в деталях жизнь каждого животного. Поэтому фотографические методы изучения
давно проникли в науку. Регистрация на фотопленке деятельности живых существ
дает возможность познавать самые сложные движения животных. Результаты
этих наблюдений применяются на практике, например при конструировании
летательных аппаратов. Немало открытий может быть сделано с помощью фотографии
и в самой науке о насекомых. Известный немецкий энтомолог и зоофотограф
Г. Оль-берг, изучавший жизнь и поведение роящих ос — очень интересной
группы насекомых,- использовал фотоаппарат буквально как записную книжку:
он фиксировал каждое их движение. Полученные снимки Г. Ольберг тщательно
анализировал и постепенно создал подробную и точную картину жизни этих
насекомых. Результатом проделанной работы явилась содержательная монография,
иллюстрированная 779 снимками. Г. Ольберг считает, что прогресс в изучении
насекомых значительно ускорился с появлением новой фотографической техники
и, в частности, электронной лампы-вспышки. Немалое значение имеет фотография
и для популяризации биологических знаний. Снимками иллюстрируют статьи
и книги, демонстрированием цветных диапозитивов дополняют доклады и лекции.
Фотографирование природы имеет самостоятельное воспитательное и эстетическое
значение. Оно позволяет увидеть красоту, целесообразность явлений природы,
с которыми человек сталкивается чуть ли не каждый день и часто их не замечает.
Внимательные, тщательные наблюдения за природой не только развивают любознательность,
желание больше узнать, но и заставляют совершенствовать методы макросъемки,
читать специальные книги и, конечно, проводить больше времени в природе.
Есть еще одна особенность современной жизни, подмеченная известным зоологом,
профессором Б. Гржиме-ком. Общая тенденция нашего времени такова, что
все большее и большее число людей концентрируется в городах. Нередко эти
люди вообще не видят диких животных, в том числе насекомых, которых всесильная
химия изгоняет из городских садов и парков. И не потому ли именно сейчас
необычайной популярностью пользуются книги, фотоальбомы, кинофильмы о
живом мире. Какими бы тиражами ни выходили книги с фотоснимками природы,
они не залеживаются, независимо от того, что на них изображено звери,
птицы, насекомые или цветы. И не случайно так бурно развиваются сейчас
туризм, альпинизм, подводный спорт. Есть еще один вид общения с природой
— коллекционирование. Собирать можно все. Если человек собирает старинные
монеты или открытки с видами городов, то это никому вреда не приносит.
А вот сбор биологических коллекций, если он ведется не для научных целей,
а «про сто так», полезен далеко не всегда. Даже коллекционирование насекомых
может порой принести ущерб. Известно, что в некоторых странах коллекционеры
так ретиво истребляли красивых и редких бабочек, что эти виды насекомых
были поставлены под государственную охрану. Не лучше ли и не полезнее
было бы собирать не мертвых, кое-как засушенных и плохо расправленных
насекомых, а фотографировать живых, подсматривать интересные моменты их
жизни и тем самым глубже познавать природу, учиться понимать, любить и
охранять ее? Кажется, мы привели достаточно аргументов для того, чтобы
хотя бы некоторые из наших читателей испытали свои силы в фотографировании
природы.