ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА, ПОЗА И РАКУРС
В создании реалистического портрета основную роль, как мы говорили, играет
сходство портрета с оригиналом. Казалось бы, что сходство это автоматически
обеспечивается объективом фотоаппарата, с документальной точностью передающим
объект съемки. Однако в действительности дело обстоит не так, и передача
сходства представляет собой задачу более сложную, чем может показаться
на первый взгляд. Не случайно споры о качестве портрета возникают чаще
всего в связи с недостаточным сходством портрета с оригиналом. Правда,
очень часто претензии клиента в этом смысле бывают необоснованными и объясняются
главным образом тем, что многие хотят видеть себя на снимке лучше, красивее
и даже моложе, чем на самом деле. Поэтому на таких случаях мы останавливаться
не будем. Но чаще всего споры возникают из-за того, что для получения
полного сходства одного лишь подобия портрета оригиналу еще не достаточно.
Важнейшую роль здесь играют выражение лица фотографируемого в момент съемки,
его поза и направление, с которого ведется съемка. Лицо человека никогда
не бывает совершенно неподвижным. Даже у человека сосредоточенного, глубоко
задумавшегося можно заметить легкие движения, изменяющие выражение лица.
Это выражение неразрывно связано с физическим и душевным состоянием человека,
с его настроением, переживаниями и мыслями в каждый отдельно взятый момент.
Но каково бы ни было выражение лица человека оно в обычной жизни всегда
непринужденно. Весьма своеобразное действие на человека производит направленный
на него фотоаппарат. Находясь перед фотоаппаратом, человек непроизвольно,
подсознательно начинает позировать, а в момент съемки напряженно застывает.
Это позирование и несвойственная человеку напряженность нарушает не только
сходство, но и правдивость портрета, делают снимок антихудожественным.
Творческая задача фотографа-художника заключается прежде всего в том,
чтобы избежать этой фальши и искусственного позирования. Поза фотографируемого
должна быть свободной и непринужденной, а выражение лица правдивым и естественным.
Разные люди обладают различными склонностями и характерами. Одним свойственны
жизнерадостность, оптимизм, другим — серьезность и сосредоточенность.
В изобразительном искусстве создание правдивого, реалистического образа
человека требует глубокого изучения его характера и психики. В условиях
бытовой портретной фотографии такое глубокое изучение клиента конечно
невозможно, но это отнюдь не может служить поводом к шаблонности. Даже
и за тот короткий срок, в течение которого фотограф общается с клиентом,
он должен использовать все возможности, приложить всю свою наблюдательность,
чтобы уловить основные черты характера своего клиента. Очень многое должен
подсказать фотографу первый момент встречи с клиентом. Именно в этот момент
наилучшим образом проявляется настроение клиента, выявляются его основные
черты. Именно эти первые наблюдения лучше всего и положить в основу позы
и выражения лица фотографируемого. Само собой разумеется, что и поза и
выражение лица должны быть осмысленными, внутренне оправданными. Выбор
того или иного выражения лица и позы следует, конечно, предоставить самому
клиенту, однако фотограф не может и не должен целиком подчинять себя этим
пожеланиям, то есть отказываться от своего основного права — права художника
на самостоятельность в творческой работе. Поэтому, учитывая желания клиентов,
фотограф тем не менее должен помочь фотографируемому выбрать позу и выражение
лица.