Главная

Литература

Photoshop

Галерея

Драйвера

Картинки в формате PSD

 

Rambler's Top100  

 

 

Выражение лица поза и ракурс

Фон в портретной Съёмке

Освещение в портретной Съёмке

Применение электронно-импульсных осветителей

основы композиции фотокадра

Момент съёмки

Портретная съемка детей

Групповая съемка

 

 

 

Oсновы композиции фотокадра
Одной из основных задач художественного построения снимка является умелое, сюжетно оправданное ограничение фотоснимка определенным кадром. Решая эту задачу, следует исходить из того, что в снимке не должно быть ничего лишнего. Технически кадрирование осуществляется перемещением фотоаппарата и наблюдением за изображением на матовом стекле. Эта операция требует от фотографа большой точности. Следует помнить, что в бытовой портретной фотографии, использующей в основном контактный способ фотопечати, ошибки кадрирования, допущенные при съемке, чаще всего не могут быть устранены при печати. Заказывая портрет, клиент выбирает определенный формат снимка и, естественно, желает получить свой портрет именно в таком формате. Если же при съемке будет допущена ошибка и на снимке окажутся излишние поля, которые придется отрезать, то формат снимка уменьшится. В портретной фотографии главными элементами снимка являются лицо, часть фигуры (или вся фигура) и фон. Задача чаще всего сводится к ограничению плоскости фона. 'Излишнее поле фона придает снимку характер незаконченности, творческой недоделки. Рассматривая такой снимок, хочется прикрыть, убрать излишние поля.
Чаще всего этот недостаток возникает при съемке во весь рост. Такой портрет гармонирует не со всеми принятыми стандартными форматами фотобумаг. Для таких портретов подходят форматы 9x14 и 10x15 см. В других форматах разумно отрезать часть снимка слева и справа, сделав его чуть уже стандартного формата. Снимки, выполненные в таких нестандартных форматах, надо иметь в альбоме образцов. Художественное портретирование не исключает такого кадрирования, при котором часть головы или головной убор уходят за пределы кадра, т. е. отрезаются. Этот прием творчески труден и требует от фотографа большого вкуса и творческой смелости. По количеству снимающихся бытовые портреты делятся на индивидуальные (один человек), парные и групповые (три и больше человек). Самыми распространенными являются индивидуальные портреты, которые, в свою очередь, делятся на портреты крупным планом, когда лицо на снимке занимает почти весь кадр, а иногда частично уходит даже за пределы кадра; бюстовые портреты, включающие часть груди; поясные портреты; коленные портреты и портреты во весь рост. Наибольшее количество портретных снимков приходится на долю бюстовых портретов. Индивидуальный портрет лучше всего вписывается в вертикальный кадр, а парный и групповой — в горизонтальный. Но композиционное расположение снимающихся в кадре может быть самым различным. Кроме того, не обязательно, чтобы кадр был прямоугольным. Он может быть квадратным или даже овальным, хотя в наши дни овальные снимки не пользуются успехом. Использование такого кадра может быть оправдано только желанием уподобить снимок старинной миниатюре. Важным в композиционном отношении является и расположение лица фотографируемого в живописном поле кадра. При съемке в фас лицо фотографируемого лучше всего распологать по средней вертикальной линии кадра несколько выше центра. Но портретные снимки в фас едва ли могут считаться удачными для создания художественного портрета, так как они невыразительны. Такая съемка применима для документов. Более удачны портреты с некоторым поворотом головы или, как говорят фотографы, «в три четверти». В этом случае, а также при съемке в Профиль лицо лучше располагать так, чтобы в той части кадра, куда оно повернуто или куда направлен взор фотографируемого, оставалось несколько большее поле (рис. 21). Следует сказать, что при съемках крупным планом а также в бюстовых и поясных портретах возможности композиционного построения кадра более ограниченны, поскольку снимок содержит слишком мало композиционных элементов. С переходом к коленным портретам и портретам во весь рост в кадр включаются дополнительные элементы композиции — руки, вещи, находящиеся в руках, детали одежды, предметы обстановки. Возможности варьировать композиционное построение снимка расширяются, но и задача усложняется. При съемке таких портретов легко впасть в ошибку, приводящую к серьезным перспективным искажениям (рис. 22). Аналогичные ошибки могут возникать и при съемке просто сидящих людей с выступающими вперед (в сторону аппарата) коленями.
Вероятность возникновения таких ошибок всегда тем больше, чем короче расстояние между аппаратом и объектом съемки, что обычно связано с применением недостаточно длиннофокусного объектива. Избежать подобных ошибок можно лишь умелым расположением фотографируемого по отношению к фотоаппарату или умелым расположением вещей в его руках.

(Рис 21)
а б
(Рис 22)


   
Hosted by uCoz